Блог
543 0

Как помочь ребенку начать говорить? Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться Расширяйте пассивный запас слов малыша

Как помочь ребенку начать говорить? Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться Расширяйте пассивный запас слов малыша

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша квзрослой жизнии научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  • Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  • В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  • В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  • После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  • В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  • На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки игромкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  • Мышечный тонус.
  • Моторику артикуляционного аппарата.
  • Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  • Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:

  • Постепенность.
  • Заинтересованность ребенка.
  • Регулярность занятий.

Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.

Эффективные логопедические упражнения на звук «р», которые принесут желаемый результат:

  • Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
  • Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
  • Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.

Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  • От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
  • От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
  • От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
  • От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

Первого слова своего крохи с нетерпением ждут все родители, ведь речь позволяет человеку общаться с окружающими, выражать свои мысли и желания, учиться, развиваться и вообще существовать в социуме. Но как можно научить маленького ребенка говорить, как ему помочь?

Возрастная специфика развития речи

Для того чтобы научить ребенка говорить, прежде всего, нужно знать основные этапы речевого развития малышей, чтобы на каждом из них правильно помогать малышу.

  • 1–2 месяца. Большинство новорожденных в этот период общаются только с помощью плача. Некоторые из них к концу этого периода начинают гулить.
  • 2–4 месяца – время активного гуления, в основном с использованием гласных звуков.
  • С полугода начинается стадия лепета, ребенок осваивает согласные звуки, пробует «перебирать» все новые слоги.
  • Первые простейшие слова и словоподражания могут появиться в 7 – 9 месяцев («дай», «на», «вава», «кака», «ав», «ам», «бум») или немного позже.
  • Долгожданные «мама», «папа», «баба» и некоторые другие слова ребенок осваивает примерно в 1 год. Многие звуки малыш произносит еще неправильно, что вполне естественно. У годовалого крохи часто речевое несовершенство компенсируется использованием дополнительных жестов, а сложные слова он заменяет подражаниями.
  • В 2 года речь начинает развиваться активнее. Ребенок говорит все больше слов, пробует собрать из них простейшие фразы, состоящие из 2–3 слов. У 2-летнего крохи быстрыми темпами пополняется пассивный словарь. Произношение многих звуков по-прежнему может страдать, это нормально.
  • 3–5 лет – период развития связной речи. Ребенок говорит предложениями, учится вести диалог, строить простые связные рассказы. Словарный запас растет в геометрической прогрессии. Дети могут говорить быстро и сбивчиво, пытаясь выразить эмоции.
  • К началу обучения в школе в норме ребенок правильно произносит все звуки, может последовательно излагать свои мысли, пересказывать простейшие тексты, рифмовать, использовать сложные речевые конструкции.

Правильный образец

Чтобы каждый из этих этапов ребенок проходил полноценно, ему не обойтись без помощи родителей. Первое, о чем они должны помнить, – малыш всему учится, подражая им. Поэтому их задача – подавать ему правильный пример.

  • Не искажайте слова, как ребенок, стараясь общаться «на его уровне». Если с ним постоянно «сюсюкать», произнося слова картаво-шепеляво, он усвоит это как норму. Говорите всегда чисто и правильно, чтобы малыш понимал, к чему стремиться.
  • Говоря с крохой, показывайте ему, как работает ваш артикуляционный аппарат, изменяйте интонацию, громкость, скорость, тональность своей речи, чтобы показать малышу все разнообразие речевого звучания.
  • Показывайте ребенку наглядно предмет, о котором говорите, чтобы он научился связывать его образ с речевым «эквивалентом».
  • Примерно в полтора года приучайте его вместо слов-заменителей и звукоподражаний произносить полные названия. Например, он говорит: «Мяу», – мама отвечает: «Верно, это кошечка» (не киса!). Немного позже реакцию на слово меняют: «Да, так она говорит, а кто это? Правильно, кошка».

В период, когда ребенку еще сложно говорить связно и разборчиво, можно использовать в качестве дополнительных «пояснялок» общеупотребительные жесты. При этом они должны быть понятны всем, а не только в данной семье (то есть придумывать их не надо):

  • «на» (протягивают руку навстречу, что-то предлагая);
  • «дай» (протягивают руку, прося);
  • «там» (указательный жест);
  • «да» (кивок головой);
  • «нет» (отрицательный кивок головой);
  • «вот» (указание места);
  • «иди сюда» (подзывающий жест рукой);
  • «ай-ай-ай» (ругающий жест указательным пальцем);
  • «хорошо» (показываютбольшой палецпри сжатой в кулак ладони);
  • «тихо» (палец подносят к губам);
  • «привет» (пожимание рук);
  • «пока» (машут рукой) – и другие.

Помните, что жесты – лишь дополнение и помощь для детей в период, когда они не могут выразить словами желаемое, например в годик и немного позже. Чтобы не возникло привычки постоянно заменять жестами речь (какой при этом смысл учиться говорить?), важно создавать условия, при которых ребенок ощутит необходимость общения, то есть мотивировать к говорению. Для этого чаще просите его что-то принести или сделать, а в ответ на его жестовые просьбы постепенно «переставайте понимать», что он показывает и чего добивается.

Чтобы ребенок начал говорить вовремя, одного примера не достаточно. Здесь нужна комплексная работа. Правильно организовать ее помогут советы специалистов.

  • Начинать речевое развитие никогда не рано. Поэтому разговаривать с крохой можно уже в утробе матери. Специалисты считают, что таким образом можно стимулировать речевое развитие ребенка, приучая к общению.
  • Разговаривать нужно постоянно. Активное речевое окружение – залог своевременного речевого развития. Маленькому ребенку нужно рассказывать обо всем: куда идем, что происходит, что окружает, из чего это сделано, для чего нужно, кто что делает и т. д. При этом важен эмоциональный контакт: нужно улыбаться крохе, смотреть в глаза, петь ему песенки. Можно ходить по дому или улице, целенаправленно показывая новые предметы и рассказывая о них.
  • Чтение должно быть нормой. Книги помогают расширить кругозор, словарный и понятийный запас, развивают воображение и память.
  • Стихи и песенки прекрасно запоминаются благодаря рифмам. Они учат ребенка ритму, темпу речи, интонациям, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат. Когда стих выучен, можно заканчивать его нарочито неправильно, побуждая малыша исправлять взрослого.
  • Помочь ребенку быстрее начать говорить могут постоянные вопросы родителей. Даже на этапе, когда он еще говорит очень плохо. Он будет стараться ответить, подключая эмоции и жесты, а затем сможет отвечать при помощи слов. Малыш научится выражать свои мысли, размышлять, думать, делать выводы.
  • Речевое развитие стимулируется совершенствованием мелкой моторики. На начальном этапе этому могут способствовать простейшие пальчиковые игры-потешки («Ладушки», «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Сорока-ворона»). Двухлетнего ребенка заинтересуют кубики, пирамидки, сортеры, пазлы, мозаики, прищепки, пробки и крышечки, крупы, а также рисование, лепка, аппликации.
  • Не обязательно приобретать готовые пособия. Развивать речь можно с помощью подручных средств. Например, во время готовки ребенок может называть продукты, их цвета, считать их, может показывать овощи и фрукты одного цвета, выбирать те, что больше или меньше. На прогулке можно считать дома, деревья, предметы одного цвета (машины, одежду людей), изучать погоду, время года, растения, насекомых и т. д. При этом большое значение имеет построение диалога, побуждение малыша к ответам, обдумыванию, наблюдению, анализу.

Полезные игры

Заставить ребенка говорить насильно не получится. Это должно происходить незаметно для него во время бесед, маминых рассказов, полезных игр.

Во что играть с детками? Ниже приведено несколько примеров игр, на основе которых родители могут придумать и свои варианты.

  • Сортировка. Малыш должен рассортировать из общей массы разные игрушки (или карточки, если ему интересно работать с ними) по группам: фрукты, овощи, домашние и дикие животные и птицы, насекомые, мебель, посуда, транспорт и т. д. Использовать нужно те изображения или предметы, которые ребенку уже знакомы. Постепенно, по мере изучения к ним добавляют все новые. При этом обязательно проговаривать, что и почему ребенок объединяет.
  • Соотнесение. Учим соотносить предмет и то, что с ним связано. Например, взрослый показывает картинки: корова, овечка, дерево, колосок. Малышу дают другие картинки, связанные с ними. Он должен соотнести их: дерево – забор, скамья, береза, дуб; овечка – варежки, свитер, шапка, шарфик; корова – молоко, кефир, масло, сыр; колосок – мука, хлеб, булочка, печенье. Также проговариваем – что и почему соотносим. Если малыш затрудняется – мама приходит на помощь, это правило действует при любой игре.
  • Подбираем пару. Взрослый называет слово, малыш должен подобрать к нему пару: груша – фрукт, машина – колесо (мотор), лодка – парус (река), лейка – вода (грядка).
  • Лишнее слово. Ребенок должен по характерным признакам на слух определить слово, лишнее в ряду существительных (например, мяч, кукла, кубик, песок). С возрастом слова подбирают посложнее.
  • Обобщение. Малышу называют (а лучше показывают) несколько предметов, а он должен назвать их общим словом (яблоки, груши, вишни – фрукты, помидор, капуста, огурец – овощи).
  • Части и целое. Взрослый называет предмет, малыш объясняет, из каких частей он состоит (платье – рукав, карман, воротник; машинка – кабина, колеса, сиденья, двери, фары). Более сложный вариант – родители описывают предмет по частям, а ребенок отгадывает, о чем речь (у него есть 4 ножки, сиденье, спинка – стул).
  • Найди недругов. Из предложенной цепочки слов малыш должен выбрать два противоположных по значению (ночь, час, сутки, день – день и ночь; друг, радость, враг – друг и враг).

Итак, основные правила, помогающие научить маленького ребенка говорить, – постоянное речевое окружение, правильный пример, побуждение к диалогу и обучение в форме игры. Пользуясь полезными рекомендациями, приведенными здесь, родители могут значительно улучшить речевые навыки своего крохи – помочь ему заговорить вовремя, активно развивать словарный запас и умение связно говорить.

Даже если в период бесконечных «почему» у вас промелькнёт мысль о том, как было бы хорошо побыть в тишине, она не избавит вас от того, что малыша всё равно надо учить говорить. Рассказываем, как сделать это эффективно и без лишних усилий.

До полутора лет у ребёнка развиваются способности к пониманию речи, к концу этого периода малыш понимает слова, обращённые к нему, и в ответ пытается донести свои мысли с помощью жестов, слогов, отдельных букв. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса.

1. «Вас слушают, говорите»

Чем больше вы будете говорить сами, тем больше будет интереса к этому процессу у малыша. Старайтесь чаще обращаться непосредственно к ребёнку, например, рассказывая, что вы сейчас делаете или что планируете делать.

2. Больше жизни

Сопровождайте ваши разговоры (пусть пока и несколько односторонние) яркой мимикой и жестикуляцией. Больше жизни в разговорах, долой скуку! Ведь чем привлекательнее (эмоциональнее) будут ваши разговоры, тем успешнее кроха станет в них втягиваться.

Развитию речи у ребёнка в первые годы жизни способствуют те разговоры, которые обращены именно к нему, то есть живая речь. Это не то же самое, что слушать речь из телевизора или компьютера, или неживая речь.

3. «Я тебя не понимаю»

Родители и близкие родственники, часто общающиеся с малышом, умеют понимать его желания и мысли по жестам и отрывочным словам. Это как раз те ситуации, когда «ба бу» означает «скоро придёт бабушка», или по простому указанию в сторону игрушек мама понимает, какую именно нужно принести. Выключайте это «реагирование», чаще просите ребёнка объяснить, чего он хочет более развернуто.

4. Пальчиковые игры

Это те игры, которые должны стать самыми любимыми и для вас, и для малыша. Именно они способствуют развитию речевых функций маленького человека.

5. Забавы по ролям

Разыгрывайте вместе с ребёнком различные сценки. Для этого отлично подойдут любимый мишка и зайчик малыша. Покажите своему чаду, как можно говорить сразу за двух героев, всего лишь слегка изменив интонацию.

6. Задавайте вопросы

Если малыш пока ещё не часто радует вас своими разговорами, начинайте расспросы во время рассматривания детских книг. Спрашивайте кроху, кто изображен на картинке, что он делает и так далее. Чем больше вопросов — тем лучше.

7. Отвечайте на вопросы

Старайтесь не отмахиваться от многочисленных «почему», даже если они летят стремительным потоком. Чем больше вы будете реагировать на вопросы малыша, тем интереснее ему будет с вами именно говорить.

8. Избегайте невнятного лепета

Выкиньте из собственного лексикона и окружающих исковерканные якобы «под ребёнка» слова. Весь этот псевдодетский лепет крохе не нужен. Произносите слова чётко и ясно.

9. Слова в действии

Первыми словами, которые произносит ребёнок, в основном становятся существительные. Но чтобы речевое развитие шло быстрее, старайтесь как можно чаще использовать в разговорах с малышом глаголы. Это поможет ему научиться строить предложения.

10. Читайте, больше читайте

Не бойтесь читать своему чаду вслух «взрослые» книги. Не «Заводной апельсин» или «Преступление и наказание», конечно, но качественную литературу с богатым лексиконом. Это, разумеется, не должно отменять чтения детских книг, соответствующих возрасту крохи.

11. Делайте артикуляционную гимнастику

Заниматься ею можно с совсем маленькими детьми. Простые упражнения, например, изображающие гудок паровоза или задувание свечей, помогут малышу заговорить.

В этой статье:

Речь - это один из важных показателейпсихического развитияребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. Враннем возрасте, в 1,5 года, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления - это единый процесс.

Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи. У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых. Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.

Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства.

Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо с детства слышать речь, принимать косвенное участие в разговоре. Только так он сможет научиться говорить самостоятельно.

Особенности речи полуторагодовалого ребенка

В 1,5 года в речи детей уже достаточно слов (около 40) для того, чтобы они с их помощью стали строить первые простые предложения, например «Хочу пить!» или «Дай ам!». Очень часто малыши строят предложения, грамматически не связывая слова в них.

Слова в активном словаре малыша - это по большей части имена существительные и несколько глаголов. В основном это:

  • названия и имена игрушек;
  • имена родных;
  • названия животных.

Личные местоимения и прилагательные также включены в активный лексикон крохи, но в минимальном количестве. С полутора до двух лет количество слов в словаре малыша резко увеличивается с 40 до 100 и даже 300 слов!

В это время малыши начинают четко произносить основную часть гласных звуков, при этом частично некоторые из них стараются заменить искаженными звуками, зато более более простыми в артикуляционном отношении, а твердые согласные, такие как «д», «т», «з», - мягкими. Наряду с упрощением звуков можно отметить и упрощение некоторых слов за счет укорачивания, сокращенияили выбора обрывка слова с ударным слогом в качестве основы, например в слове «приехал» это «еха», и так далее.

Чтобы развитие речи в 1,5 года было активным, необходимо постоянно разговаривать с малышом, используя развернутые фразы, а также предложения из более чем четырех слов, меняя грамматические формы знакомых слов, падежи. Малыши в этом возрасте уже отлично понимают речь взрослых, поэтому им можно читать сказки и коротенькие стишки, например Агнии Барто.

Как развивать речь полуторагодовалого малыша?

В 1,5 года кроха уже способен повторять за взрослыми простые двусложные слова. На этом этапе очень полезной станет игра «Телефон». Для этого вам понадобится трубка от игрушечного или от настоящего, уже нерабочего, телефона. Произносите в трубку слова, которые известны малышу, и просите его их повторить. Заменить трубку телефона можно обычным самодельным бумажным «рупором». Важно в процессе игры произносить слова максимально четко, делая акцент на ударные слоги.

Когда малыш привыкнет играть в эту игру иначнет терять интерес, можно включить в нее новые слова, которые ему знакомы, но которые он пока не умеет произносить самостоятельно.

Еще один эффективный способ научить говорить малыша в 1,5 года - приучать его называть по просьбе взрослого различные предметы, животных, растения. Если в привычке у крохи повторение слов за взрослыми, при этом в самостоятельном общении он отдает предпочтение жестам и мимике, то главная задача взрослых - это создание комфортных условий, стимулирующих общение с помощью речи.

Это легко можно сделать, если организовать с крохой предметное взаимодействие, постоянно поддерживая с ним речевой и эмоциональный контакт. Не стоит слишком надолго оставлять ребенка наедине с игрушками. Для стимуляции развития речи малыша в 1,5 года нужно наладить с ним совместные игры, пусть и с использованием игрушек. Все нужно стараться делать вместе, описывая собственные действия, стимулируя развитие диалога.

Увлекательные игры для развития речи крохи

Важно постараться подобрать для ребенка такие игры, в которые он не сможет играть один, которые будут возможны только со словесным общением. Так, например, мальчику можно предложить поиграть в стройку, нагружая и разгружая самосвал кинетическим песком или кубиками. При этом ребенок должен будет подавать соответствующие команды типа «Вниз!», «Вверх!» или «Стоп!».

А с девочками можно поиграть с куклами, приучая их к общению с игрушкой, которая по замыслу будет мечтать о том, чтобы слышать голос ребенка перед сном, во время кормления, одевания и так далее.

Если, по мнению родителей, малыш в 1,5 года может говорить, но не хочет, потому что ленится, можно попробовать вызвать у него речь с помощью игр для «незнайки». Принцип игры простой. Кто-то из взрослых должен будет походить по дому вместе с игрушкой, например с куклой, размышляя вслух от ее имени относительно того, что ей встречается на пути, намеренно путая названия.

Малыш обязательно заметит ошибки и захочет исправить. Чтобы прибавить игре азарта, можно сказать ребенку, что игрушки, которые были названы неправильно, при этом не были отмечены малышом как ошибка, будут спрятаны в черный мешок. Ребенок обязательно захочет спасти игрушки и будет стараться исправить «незнайку».

Развитие речи ребенка ускорит игра с картинками. Суть игры крайне простая. Чем больше он назовет названий предметов и животных по картинкам, тем ближе он приблизится к цели, например, по дорожке из кубиков к сюрпризу под носовым платком (можно положить что-нибудь вкусное, что любит кроха). Со временем, когда ребенок будет легко называть предметы, животных и растения по картинкам, можно будет усложнить задание и попросить его найти и показать на картинке отдельные их части и детали.

Развитие мелкой моторики как стимуляция речи полуторагодовалого малыша

Каждый взрослый знает, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Именнопоэтому в 1,5 года так важно уделять внимание развитию мелкой моторики малыша в процессе увлекательных игр.

Нужно понимать, что в 1,5 года малыш уже достаточно координирован. Он с легкостью удерживает игрушки в руках столько, сколько нужно, может их вертеть, кидать, сталкивать, разбирать, перемещать в разные емкости. Наблюдая за развитием моторики рук малыша, нужно продолжать делать все возможное для того, чтобы совершенствовать этот процесс.

Начинать можно с самых простых игр и упражнений: малыш может перебирать камни, крупу, игрушки из дерева или резины. Предлагая крохе заниматься с мелкими предметами, обязательно нужно обеспечить ему должный контроль, наблюдая за тем, чтобы он не проглотил или не засунул в нос какую-нибудь детальку.

Когда малыш немного освоится, можно предложить ему более сложные игры, например на основе нанизывания, застегивания, шнурования. Например, вместе с крохой можно нанизывать крупные бусины на леску, шнуровать старые ботинки или специальные игрушки со шнуровкой, застегивать и расстегивать пуговицы.

Отличный вариант для развития мелкой моторики пальцев ребенка в 1,5 года - это игры с кинетическим песком. Вместе смалышом можно лепить целые города, создавать сказочные представления из песочных фигур.

Детям в 1,5 года очень нравится рисование пальчиковыми красками. Они с удовольствием раскрашивают пальчиками бумагу, радуясь полученному результату.

С полуторагодовалым малышом также можно заниматься аппликациями, делать поделки из природных материалов и фасоли, собирать пазлы, мозаику и конструктор. Последние варианты игр очень важно подбирать, учитывая возраст малыша. Например, пазлы должны быть крупными настолько, чтобы у него не возникло сложностей со сборкой картинки. Конструктор должен состоять из крупных и ярких деталей, так же как и мозаика, из которой кроха пока не сможет складывать орнаменты, но сможет собирать цветное полотно.

Отличный вариант игры для развития мелкой моторики рук ребенка - это «охота» за игрушками в бассейне с кинетическим песком или крупой. Специально для малыша можно набрать в таз крупу (подойдет гречка, горох, перловка), в которой «утопить» мелкие игрушки. Кроха получит огромное удовольствие, доставая игрушки, а заодно и потренирует моторику пальцев, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Особенности развития речи у слабослышащих детей

Важно понимать, что для того, чтобы развитие речи у малыша в 1,5 года происходило планомерно, он должен обладать полноценным слухом. Для ребенка важно слышать речь взрослых постоянно, чтобы подражать и учиться с ее помощью. Слабослышащие дети слышат речь в искаженном варианте, поэтому не способныовладеть ей так же хорошо, как нормально слышащие дети. Если ребенок не слышит совсем, без специальных занятий он никогда не научится говорить.

В младенческом возрасте тугоухость или полная глухота в первые месяцы практически не оказывает влияния на голоса малышей. Они так же, как и обычные дети, гулят, кричат и плачут. Со временем из-за неспособности воспринимать речь взрослых предречевые вокализации малыша постепенно начинают тухнуть. С детьми, у которых диагностировано нарушение слуха, необходимо заниматься по специальной коррекционной программе под руководством опытного специалиста.

Подведем итоги

Итак, подытожим, каким же образом должно происходить развитие речи у детей в 1,5 года и какова роль родителей в этом процессе.

Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать. Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения.

Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.

И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.

И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.

Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.

Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.

Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.

Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.

Важно помнить момент осознанности. То-есть, когда ребенок просто повторяет слова за родителями, а когда уже осознанно их называет. Поэтому ребенку нужно еще и показывать о чем идет речь.

Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.

Стадии развития речи

Выделяют пять стадий:

Методики развития речи

Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Сначала объясните крохе называя изображение, по максимуму приблизив его к своему лицу. Маленькие дети читают по губам. Здесь важно, что бы малыш прочитал, что Вы ему сказали.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».

Как говорят дефектологи, благоприятный возраст для усвоения звука «р» — это пять-шесть лет.Именно в этом возрасте, вмешательство специалиста может помочь ребенку правильно заговорить.

Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:

Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

Игры и Скороговорки для развития речи

Развлечения каждая мама может придумать самостоятельно для своего малыша. Вариантов много: разные угадайки, изучение потешок, разучивание песенок и т.д.

Вот некоторые скороговорки для становления разговорной речи:

Буква «Р»

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет

Буква «Л»

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Буква «Ш»

Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух.

В каком возрасте начинать учить ребенка разговаривать

Начинать нужно чуть ли не с первых дней жизни малыша. Чем чаще родители будут общаться с ребенком, обращаться к нему, рассказывать о происходящем вокруг, тем насыщеннее будет словарный запас крохи.

Человек устроен так, что когда слышит слова, мышцы языкового аппарата рефлекторно сокращаются, мы как бы неслышно повторяем услышанное.

Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами — все его языковые мышцы начинают работать.

Добавить комментарий